Можно посмотреть видео:
РАДИК МУСИН. НАСКАЛЬНИКИ - наш собственный ролик о событии
НАСКАЛЬНИКИ. ЗАКРЫТИЕ - наш собственный ролик о закрытии выставки и домашнике Тимура Ямалова и Ильгиза Gizmo
В ПЕРВОБЫТНОМ СТИЛЕ - репортаж UTV о работах, предваряющих выставку в различных заброшенных промышленных объектах.
НАШ ОТВЕТ КЕРЗОНУ - Владик и Радик сняли ролик, как Радик стирает свой автограф со скалы.
УТРЕННЕЕ ШОУ "САЛЯМ" НА БСТ - мы с Радиком рассказываем о выставке накануне ее открытия.
ШУРАЛЕ В РАЗНЫХ ИПОСТАСЯХ - репортаж БСТ с открытия выставки.
МУСИН РАЗРЕШИЛ УФИМЦАМ УНИЧТОЖИТЬ - репортаж UTV с закрытия выставки
В числе одного из ключевых героев «Наскальников» — шурале,
мифологическое существо, которое живет в лесу и охраняет его от незваный
гостей. Как правило, он изображается с длинными пальцами, которыми может
защекотать до смерти. По словам Радика Мусина, шурале шутлив, наивен, заботлив
и как персонаж «без человека не работает» — в общих чертах именно так можно
описать и саму выставку, которая пересказывает известные сюжеты и возвращает
зрителя к эпохе, когда не было ничего важнее контура, разделяющего пространство.
«Наскальники» — актуальное приглашение художника к разговору об
искусстве, точнее вопросы, адресованные всем желающим. Один из главных — чем
эти картины принципиально отличаются от рисунков в Каповой пещере. В данном
случае речь не о синонимичной стилистике, которая первой бросается в глаза, или
архетипических сюжетах (комиксы «Марвел», с которыми в том числе разговаривают
«Наскальники», — тоже своего рода фольклор). Важнее масштаб, которым зритель
способен наделить этот вопрос: есть ли существенная разница между тем и этим
творчеством, той потребностью к самовыражению и этой? Для удобства можно
оценивать эти процессы не из 2021 года, а из 7589-го, или просто подняться над
временной плоскостью.
В этом смысле на выставке оказываются уместны не только собственно
картины, но и осколки использованных стен (с фрагментами граффити и без них) —
конгениально камням из той же Каповой пещеры (или осколкам небесных тел в
планетарии), которые не менее интересны, чем сами художественные произведения.
И это не столько элемент атмосферы, сколько факт произведения, не только его
доказательство, но и открепительное удостоверение, в котором даже арматура,
торчащая из бетонных осколков, получает второстепенную роль.
В сюжетном плане «Наскальники» сколочены как ковчег, который
притворяется хулиганским: здесь можно заметить как канонические сюжеты
(«Мадонна с младенцем», «Лаокоон и его сыновья»), так и поп-культурные вариации
(«Человек-Таук»). При этом мусинские интерпретации «Танца» и «Музыки» Матисса
не останавливаются и тащат из небытия так и не написанную работу «Медитация»,
которая здесь и сейчас справедливо выглядит как пошловатое изображение
обгоревшего отпуска времен путинской стабильности.
В контексте выставки примечателен «конфликт» между Радиком Мусиным и
режиссером, оператором Риязом Исхаковым: в фейсбуке Рияз Исхаков несколько раз
указывал на недопустимость автографа, оставленного художником на камнях
природного парка «Зилим»; накануне выставки Радик Мусин надпись убрал. Это
акцентирует еще один интересный штрих к нынешнему положению современного
искусства, которое тысячелетия назад могло быть создано исключительно на стенах
пещер, а сейчас — условно свободно только в априори недолговечных, искусственно
созданных пещерках галерейных пространств, да и то не всегда. В этом
дискомфорте геометрических пространств единственным адекватным помещением,
способным вместить замыкающийся круг искусства (из пещеры в пещеру, от наива к
наиву), становится человеческое восприятие, все еще свободное от запрещающих
законов, актов аренды и правил посещения.
— Все, что я хотел сказать, я сказал этими работами. Спасибо, что
пришли. Спасибо Максиму Холодилину за доверие и реализацию. Спасибо маме, что
родила. Спасибо асфальту, что ровный. Спасибо земле, что вертится. Спасибо деду
за победу. Спасибо в карман не положишь, — завершил Радик Мусин свой спич на
открытии выставки.
В завершение хочется добавить, что адресованные зрителю вопросы хороши
тем, что с ответами на них зрителю некуда пойти, кроме как к самому себе.
Андрей Королев
Радик МусинРодился в 1989 в селе Бураево Республики Башкортостан.
В 2005-2010 году окончил Уфимское училище искусств на факультет станковой живописи.
В 2010-2013 гг. принимает участие в совместных выставках вместе с уфимскими
художниками.
С 2011 – 2014 гг. учится в Уфимской академии искусств им. Загира Исмагилова.
В 2014 г. покидает стены академии и переезжает в Санкт-Петербург.
В Петербурге (2016 г.) работает над созданием выставки “Ретроспектива брендреализма
Сергея Шнурова”, где занимается креативом и созданием экспонатов.
После выставки в Москве принимает решение переехать в столицу.