Радик Мусин. НАСКАЛЬНИКИ

2 сентября 2021 — 2 ноября 2021 Радик Мусин

Можно посмотреть видео:

РАДИК МУСИН. НАСКАЛЬНИКИ - наш собственный ролик о событии

НАСКАЛЬНИКИ. ЗАКРЫТИЕ - наш собственный ролик о закрытии выставки и домашнике Тимура Ямалова и Ильгиза Gizmo

В ПЕРВОБЫТНОМ СТИЛЕ - репортаж UTV о работах, предваряющих выставку в различных заброшенных промышленных объектах. 

НАШ ОТВЕТ КЕРЗОНУ - Владик и Радик сняли ролик, как Радик стирает свой автограф со скалы. 

УТРЕННЕЕ ШОУ "САЛЯМ" НА БСТ - мы с Радиком рассказываем о выставке накануне ее открытия.

ШУРАЛЕ В РАЗНЫХ ИПОСТАСЯХ - репортаж БСТ с открытия выставки.

МУСИН РАЗРЕШИЛ УФИМЦАМ УНИЧТОЖИТЬ - репортаж UTV с закрытия выставки


В числе одного из ключевых героев «Наскальников» — шурале, мифологическое существо, которое живет в лесу и охраняет его от незваный гостей. Как правило, он изображается с длинными пальцами, которыми может защекотать до смерти. По словам Радика Мусина, шурале шутлив, наивен, заботлив и как персонаж «без человека не работает» — в общих чертах именно так можно описать и саму выставку, которая пересказывает известные сюжеты и возвращает зрителя к эпохе, когда не было ничего важнее контура, разделяющего пространство.

«Наскальники» — актуальное приглашение художника к разговору об искусстве, точнее вопросы, адресованные всем желающим. Один из главных — чем эти картины принципиально отличаются от рисунков в Каповой пещере. В данном случае речь не о синонимичной стилистике, которая первой бросается в глаза, или архетипических сюжетах (комиксы «Марвел», с которыми в том числе разговаривают «Наскальники», — тоже своего рода фольклор). Важнее масштаб, которым зритель способен наделить этот вопрос: есть ли существенная разница между тем и этим творчеством, той потребностью к самовыражению и этой? Для удобства можно оценивать эти процессы не из 2021 года, а из 7589-го, или просто подняться над временной плоскостью.

В этом смысле на выставке оказываются уместны не только собственно картины, но и осколки использованных стен (с фрагментами граффити и без них) — конгениально камням из той же Каповой пещеры (или осколкам небесных тел в планетарии), которые не менее интересны, чем сами художественные произведения. И это не столько элемент атмосферы, сколько факт произведения, не только его доказательство, но и открепительное удостоверение, в котором даже арматура, торчащая из бетонных осколков, получает второстепенную роль.

В сюжетном плане «Наскальники» сколочены как ковчег, который притворяется хулиганским: здесь можно заметить как канонические сюжеты («Мадонна с младенцем», «Лаокоон и его сыновья»), так и поп-культурные вариации («Человек-Таук»). При этом мусинские интерпретации «Танца» и «Музыки» Матисса не останавливаются и тащат из небытия так и не написанную работу «Медитация», которая здесь и сейчас справедливо выглядит как пошловатое изображение обгоревшего отпуска времен путинской стабильности.

В контексте выставки примечателен «конфликт» между Радиком Мусиным и режиссером, оператором Риязом Исхаковым: в фейсбуке Рияз Исхаков несколько раз указывал на недопустимость автографа, оставленного художником на камнях природного парка «Зилим»; накануне выставки Радик Мусин надпись убрал. Это акцентирует еще один интересный штрих к нынешнему положению современного искусства, которое тысячелетия назад могло быть создано исключительно на стенах пещер, а сейчас — условно свободно только в априори недолговечных, искусственно созданных пещерках галерейных пространств, да и то не всегда. В этом дискомфорте геометрических пространств единственным адекватным помещением, способным вместить замыкающийся круг искусства (из пещеры в пещеру, от наива к наиву), становится человеческое восприятие, все еще свободное от запрещающих законов, актов аренды и правил посещения.

— Все, что я хотел сказать, я сказал этими работами. Спасибо, что пришли. Спасибо Максиму Холодилину за доверие и реализацию. Спасибо маме, что родила. Спасибо асфальту, что ровный. Спасибо земле, что вертится. Спасибо деду за победу. Спасибо в карман не положишь, — завершил Радик Мусин свой спич на открытии выставки.

В завершение хочется добавить, что адресованные зрителю вопросы хороши тем, что с ответами на них зрителю некуда пойти, кроме как к самому себе. 

Андрей Королев

 
Радик Мусин

Родился в 1989 в селе Бураево Республики Башкортостан. 

В 2005-2010 году окончил Уфимское училище искусств на факультет станковой живописи. 

В 2010-2013 гг. принимает участие в совместных выставках вместе с уфимскими художниками. 

С 2011 – 2014 гг. учится в Уфимской академии искусств им. Загира Исмагилова. 

В 2014 г. покидает стены академии и переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге (2016 г.) работает над созданием выставки “Ретроспектива брендреализма Сергея Шнурова”, где занимается креативом и созданием экспонатов. После выставки в Москве принимает решение переехать в столицу.