Со всеми вытекающими...

9 июля 2009 Наиль Байбурин

Два актуальных уфимских художника Наиль Байбурин и Максим Холодилин представили в галерее “X-Max” необычный проект – инсталляцию под названием “…со всеми вытекающими”. Неравнодушные к искусству и творчеству жители столицы Башкортостана в этот вечер стали не просто зрителями развивающегося в реальном времени действа, но и сами поучаствовали в нем.

 На фоне традиционных открытий художественных выставок и всевозможных экспозиций в галереях, выставочных залах и музеях инсталляция как форма современного искусства для Уфы – явление новое. И первое в истории галереи “X-Max”, которая открыла свои двери для посетителей в начале ноября 2008 года. На открытии галереи ее организаторами была обозначена концепция: представлять и развивать в Башкортостане “contemporary art” – актуальное современное искусство, которое происходит здесь и сейчас. Инсталляция “…со всеми вытекающими” стала ярким примером развития новой творческой площадки в выбранном направлении.

 - По сути, инсталляция представляет собой арт-объект, который с одной стороны примыкает к перформансу, а с другой – к искусству скульптуры, – поясняет куратор галереи Кристина Абрамичева. – Сооружая некую конструкцию в пространстве, художник таким образом иллюстрирует и доносит до своего зрителя ту или иную мысль.

 Идеей инсталляции “…со всеми вытекающими” стали размышления Максима Холодилина и Наиля Байбурина о смене ценностных установок в сознании российских людей, о том переходе, когда жесткая схема советской идеологии вылилась, на первый взгляд, в свободный и благоухающий “гламур”. По словам художников, сегодня этот самый “гламур” для многих стал такой же главенствующей идеологией. Почему так происходит и что же в действительности представляет собой российский “гламур”?

 Все составляющие инсталляции – многотомное собрание сочинений “вождя революции” Владимира Ленина, изданное еще при жизни, цинковое корыто с духами, в котором были эти книги предварительно замочены, ржавые тазы, бельевая веревка, розовые ленточки, лепестки роз, золотая краска в баллончиках – глубоко символичны. Неподготовленному зрителю, который заглянул в этот вечер в галерею, совершенно случайно проходя мимо, могло показаться, что здесь творится какое-то безумие. Однако и он остался доволен именно зрелищностью. Томики Владимира Ильича, благоухающие духами, усыпанные лепестками роз и украшенные атласными лентами, как и сам процесс их “огламуривания”, произвели неизгладимое впечатление. Кому-то понравилась идея самому принять участие в совершаемом действе, других же завуалированная мысль художников увлекла и заставила задуматься.

 - Все мы помним, что в 80-е годы в России существовало идеологическое давление, которое в конечном итоге привело к тому, что у людей постепенно сформировалось негативное отношение ко всему советскому в принципе, – говорит Максим Холодилин. – В переходный период, когда так долго создававшийся Советский Союз был разрушен, а все советское – растоптано и уничтожено, появилась иллюзия свободы. Именно иллюзия, потому что как таковой свободы и не было. Одну идеологию сразу же заменила другая – не менее конкретная и жесткая – “гламур”. Ведь если задуматься, мода сама по себе призвана стирать все различия и уничтожать индивидуальность. В этом она и перекликается с идеями коммунизма. В результате, стремясь создать нечто-то высокое и идеальное, мы пришли к обществу бессмысленного потребления.

 Кому-то может показаться, что замачивать в духах прижизненное издание сочинений Владимира Ленина – кощунство. Хотя бы потому, что это, какой бы она ни была, наша история, наше прошлое. Однако ничьи чувства или мнения авторы инсталляции оскорблять и не думали.

 - Ленина и его сочинения мы здесь использовали исключительно как символы, чтобы показать суть – переход одной идеологии в другую, – поясняет Максим. – При этом саму советскую идеологию, ее значение и содержание мы не затрагивали. Нам интересно было задуматься над тем, к чему сейчас пришло наше общество и что будет дальше.

 ”…со всеми вытекающими” и другие подобные явления актуального искусства – непопулярны среди ценителей традиционного изобразительного искусства, и делают их художники отнюдь не для того, чтобы дать зрителю готовые ответы на вопросы, а для того, чтобы просто сделать. Это и есть искусство ради искусства. 

ИА Башинформ

Наиль Байбурин

Театральный художник и режиссёр, сценограф, драматург, живописец, художник ассамбляжа и инсталляции. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР. Лауреат международной премии имени Дж. Неру (1988); дипломант II Республиканского фестиваля «Колонсак» («Жеребёнок», 2001). Член Союза художников и Союза театральных деятелей, член творческих групп «Инзер», «Чингисхан». После окончания УГИИ (1980) преподаватель УНИ (до 1985), в 1980 году у преподавал в Уфимском училище искусств. С 1981 года — участник республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок. Персональные выставки художника неоднократно проходили в Дели (Индия), Уфе, Москве.

Работал художником-постановщиком, главным художником, режиссёром Башкирского театра кукол. Оформил свыше 30 спектаклей в театрах республики: в Театре кукол — «Индийская легенда» (1987) И. Гусевой и С. Потабенко, «Лисистрата» (1988) Аристофана, «Букет для мамы» (2002) И. Р. Альмухаметова; в Национальном Молодёжном театре — «Студенттар» (2002; «Студенты») И. Гаитбая; в Сибайском театре драмы — «Башкорт туйы» (1989), «Аҡ ҡоҙғон» (1994; «Белый ворон») Байбурина; в театре «Нур» — «Платочек юности моей» (1995) Т. Г. Миннуллина; в Екатеринбургском театре кукол — «Волшебная лампа Аладдина» (1990) Н. Гернет, «Ищи ветра в поле» (1997) В. Ф. Лифшица и Е. Н. Кичановой и др. Один из самых заметных перфомансье Башкортостана. Автор перформансов «Науруз-байрам», «Принцесса Чингизхана», «Золотая пайцза», «Сульды». Руководитель многих арт-проектов и режиссёром оригинальных перфомансов. Основал галерею «Мирас».

Произведения Наиля Байбурина хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, Театральном музее имени А. А. Бахрушина, частных собраниях России и за рубежом. Организатор этно-артфестиваля «Прямая линия» при Московском доме национальностей. Умер в 2015 году.

Максим Холодилин

Родился в 1961 году в Уфе. В 1990 году окончил Киевское зенитное ракетное инженерное училище, в 2000 – юридический факультет Башкирского государственного университета. Ныне – директор галереи актуального искусства «Х-МАХ». Живет в Уфе.

Выставки, награды: 
III место Новосибирской Международной биеннале графики (2003), Международная биеннале «Exlibris», Сант-Никлас, Бельгия (2004); Международная биеннале графики, Варна, Болгария (2004), IV Новосибирская Международная биеннале графики (2005), V Новосибирская Международная биеннале графики (2007), IV Международная Уральская триеннале печатной графики (2004, РБ, Уфа); V Международная Уральская триеннале печатной графики (2007, РБ, Уфа), Вторая независимая Международная Биеннале графики «Белые Интерночи» (2007, Санкт-Петербург), Лонг-лист премии С. Курехина (2011), V Новосибирская международная триеннале графики (2012), Фестиваль «Белые ночи в Перми» (2011, 2012), «Искусство против географии» (Московская биеннале современного искусства, 2011), «Территория радости – территория странствий» (Новгородский центр современного искусства, 2012), Ханты-мансийская биеннале современного искусства (2012), V Международный зимний фестиваль искусств в Сочи (2012), Московский международный фестиваль «Круг света» (2012), Фестиваль современной фотографии «Событие» в Омске (2012).