АЙРАТ ТЕРЕГУЛОВ. ГОЛОВЫ - Айрат на фоне своей выставки объясняет, что каждый из нас, по-своему, лошадь. Весь сюжет недоступен, только этот фрагмент.
Выставка Айрата Терегулова – художника, выставкой которого в 2008 году фактически открылась наша галерея в новом формате, представляет собой
серию ярких живописных работ. Как художник Терегулов достаточно разнообразен:
многие годы занимаясь и графикой, и
живописью, ему удалось сохранять зрительский интерес неизменным прежде всего
потому, что он может быть одновременно и узнаваемым, и непохожим на себя
самого. Если долгое время мы знали его как графика, то в последнее время
живописная составляющая души художника словно бы возобладала, вылившись в запоминающиеся
проекты «Zoo» и «Гипербола времени», которые уфимцы могли увидеть на разных
выставочных площадках.
«Сложно отделить графику от живописи, - рассуждает сам художник
в интервью «Уфимским ведомостям». – Здесь можно спорить. Ведь акрил на бумаге
вроде как графика, а акрил на холсте – уже живопись. А еще я стараюсь
посмотреть на свои работы со стороны. Черно-белая графика не каждому
понравится, к этому нужно быть готовым. А цвет смягчает углы, отводит от сюжета».
И действительно, стоит ли проводить такие четкие границы
между двумя этими видами искусства? Живописные работы художника предельно
графичны – они держатся на жестком каркасе из линий, образующих некую
сетку-матрицу, «лишние» части которой закрашиваются цветовыми пятнами, создающими
свою «мелодию». Нерасторжимая связь живописи Терегулова с музыкой чувствуется, даже если не бывать у него в мастерской, где
последняя звучит постоянно. В этой живописи явственно слышится джаз – отдельные
мелодии складываются в легкую какофонию,
рождающую у зрителя впечатление целостного концерта.
Без головы, как известно, жить нельзя – причем не только с анатомической
точки зрения. Кроме мозга, в голове находятся все основные органы чувств.
Собственно, вся суть человека заключается в его голове, все остальное – лишь
инструмент для перегонки крови и перемещения в пространстве. Портрет каждого из
нас – это прежде всего говорящая голова. Но на выставке мы портретов как раз и
не увидим, на картинах скорее собирательный образ человека. Каждая голова,
разросшаяся до космических масштабов, словно втиснута в сжатое пространство
холста, не помещается в нем, пытается пробить верх картины, упираясь в него
своим упрямым затылком. И это рождает в нас ощущение еле сдерживаемой мощи,
огромной силы, которая в определенные моменты жизни может превратить человека в
быка.
Кристина Абрамичева, куратор
Айрат ТерегуловРодился в 1957 году в Уфе. Специальное образование: художественно-графический факультет Башкирского госпединститута (1980–1985). С 1987 по 1991 год – работа в группах печатной графики Дома творчества «Челюскинская», Москва.
Член Союза художников СССР с 1990 года.
Лауреат молодежной премии Башкирии в области искусства им. Г.Саляма (1990).
Дипломант Российской академии художеств (2002, 2005).
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2004).
Лауреат I Всероссийского Конгресса экслибриса, 2004, Вологда.
Золотая медаль Региональной художественной выставки «Урал–Х» (2008).
Серебряная медаль I-й Екатеринбургский региональный биеннале-фестиваль графики «Урал-Графо» (2012).
С 1981 года – участник республиканских, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных и международных специальных графических выставок (всего более 150).